Институт перспективных исторических исследований

На Пленарном заседании Форума представители российской общественной и научной мысли, а также известные иностранные ученые в своих выступлениях говорили о практическом эффекте от развития гуманитарного знания в России и мире, о тех конкретных результатах, которых современное общество может добиться благодаря гуманитарным наукам. А.О.Чубарьян зачитал Приветствие Президента Российской Федерации В.В.Путина участникам и гостям Форума.

Директор Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровский свое выступление посвятил «универсальному музею», чья «миссия» должна состоять в сохранении культурных ценностей и, в конечном итоге, культурной идентичности. Один из самых известных в мире славистов – профессор Пизанского университета Стефано Гардзонио – на примере вклада русской эмиграции в общеевропейскую культуру показал в своем докладе важность, с одной стороны, сохранения национальной культуры, а с другой стороны, положительное значение межкультурных и межнациональных связей, «диалога культур», взаимно обогащающего разные народы и общества.

Одной из тем Пленарного заседания стала роль дипломатии в мире, особенно в период обострения международной напряженности. Ректор МГИМО (У) МИД России А.В. Торкунов говорил о позитивной роли дипломатии в обеспечении международной безопасности и стабильности, а также о тех рисках, с которыми сталкиваются современные дипломаты. Председатель Совета РФФИ В.Я. Панченко в своем выступлении рассказал о роли научной дипломатии, нового, актуального и быстро набирающего популярность научного направления. Он особо отметил позитивную роль различных государственных и негосударственных фондов, создающих сегодня по всему миру «площадки для дискуссий», для обмена мнениями. научный руководитель Института всеобщей истории А.О. Чубарьян рассказал об историческом контексте в формировании гуманистических идеалов и ценностей.

Роль книги и чтения как универсального средства в воспитании и формировании личности была отмечена в докладе М.В. Сеславинского, руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Тема духовного становления человека в современном, «цифровом» мире была продолжена в докладе ректора Санкт-Петербургской Духовной Академии, Епископа Петергофского Силуана, сделавшего акцент на религиозной составляющей в идее гуманизма.

Выступление начальника Управления Президента Российской Федерации по общественным проектам С.Г. Новикова было посвящено развитию волонтерского движения в России, то есть реализации идей гуманизма на практике, в реальной жизни.

Доклады президента Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» М.В. Ковальчука и известного германского нейробиолога и психолога Э. Пёппеля носили ярко выраженный междисциплинарный характер. М.В. Ковальчук говорил о необходимости конвергенции естественно-научного и гуманитарного знания, так как именно в этом видится будущее мировой науки. Э. Пёппель сконцентрировал свое внимание на роли «когнитивных наук», чья роль заметно возрастает в современном мире.

Проведены семь круглых столов: 

Культурный трансфер или диалог традиций?
Национальное и универсальное в гуманитарной культуре Большой Европы
Свой»/ «Чужой» в кросс-культурных коммуникациях стран Запада и России в прошлом и настоящем
Покровительство науке и искусству. Традиции и современность
Научная дипломатия и идея мира

Роль когнитивных наук в интеллектуальном диалоге: научные традиции и инновации
Россия в мире: формы взаимодействия и стратегии воздействия в пространстве культуры.

Участники выразили благодарность руководству ПАО "Транснефть" за финансовую поддержку, благодаря которой состоялся Форум.

Международная научная конференция "Россия в мире. Феномен Русского зарубежья: институты и персоналии. 20-30 годы ХХ века

26-27 сентября 2019 г.

 

НАУЧНЫЙ ПРОЕКТ "РОССИЯ В МИРЕ"

 

генеральный спонсор

 

 

 

В 2017-2019 гг. Ассоциация "ИПИИ", при спонсорской поддержке ПАО "Транснефть",  реализует научный проект "Россия в мире".

В раках проекта запланировано проведение международных научных конференций, подготовка и публикация новых источников, монографий, сборника статей и др.

МЕРОПРИЯТИЯ, ПРОВОДИМЫЕ В РАМКАХ НАУЧНОГО ПРОЕКТА "РОССИЯ В МИРЕ"

 

Международная научная конференция «Россия в мире. Зарубежная русистика: современные тенденции»

Москва, 25-27 сентября 2017 г.

 

Ассоциация «ИПИИ»  совместно с Институтом всеобщей истории Российской академии наук планирует проведение международной научной конференции "Россия в мире. Зарубежная русистика: современные тенденции".  Генеральный спонсор – ПАО «Транснефть».

Специалисты по истории России из США и стран Европы  совместно с российскими историками и представителями крупнейших архивов  обсудят  основные вопросы истории России ХХ века (от Российской революции 1917 г. до Перестройки). 

В Конференции предполагается участие известных иностранных историков - специалистов по истории России, среди которых постоянный секретарь Французской академии Элен Каррер д’Анкосс, американский советолог Роберт Легвольд, вице-президент Национальной академии наук Грузии Роин Метревели, так и молодые, перспективные историки из США, Германии, Франции, Италии, Испании, Венгрии и других стран. Специальным гостем конференции станет известный китайский историк, ведущий специалист по изучению российской истории - Ван Сяоцзюй.

 

 

20-21июня 2017 г. в Москве состоялась 20-21 июня 2017 г. в Москве состоялась Международная научная конференция «Восточная политика» Ватикана, Советский Союз и Русская православная церковь (1958-1978)», проведенная Ассоциацией содействия развитию академической науки и образования «Институт перспективных исторических исследований» (Ассоциация «ИПИИ») совместно с Институтом всеобщей истории РАН, Папским комитетом исторических наук и Отделом внешних церковных связей Русской Православной Церкви, в рамках научного проекта «Россия в мире», при спонсорской поддержке ПАО «Транснефть».

Приветствия в адрес Конференции поступили от председателя ОВЦС РПЦ митрополита Волоколамского Илариона и заместителя министра иностранных дел РФ Алексея Юрьевича Мешкова. 

Впервые была поставлена задача систематически рассмотреть Восточную политику Ватикана в период понтификатов Иоанна XXIII и Павла VI сквозь призму восприятия "другого" в условиях секуляризационных и постколониальных процессов, экономического и идеологического противостояния Холодной войны. Взаимоотношения Москвы и Ватикана, Русской православной церкви и Католической церкви, Ватикана и стран Восточной Европы были рассмотрены в международно-политическом, экономическом и культурном контексте.

На конференции выступили ведущие специалисты России, Италии, Франции, Швейцарии, стран Восточной Европы по истории Католической и Русской православных церквей, международной деятельности Ватикана, религиозной политике Советского Союза. Представленные ими доклады были основаны на результатах новейших исследований архивных фондов. 

Директор Архива Государственного секретариата Ватикана, бельгийский ученый Йохан Икс, представил новую концепцию истории «Восточной политики» Ватикана. Согласно его версии, убедительно обоснованной изученными им документами указанного архива, начало этой политики было заложено еще при Пие XII, в 1946 г., выразившись в поисках некоего modus vivendi и попытках налаживания определенных контактов с Москвой. Кроме того, указанные даты характеризуют поворот в политике Советского Союза в отношении Ватикана, чем в политике Ватикана, поскольку основы для этого поворота были заложены еще в 1946 г., хотя и по ряду причин остались нереализованными.

О преемственности и переломе в политике Ватикана шла речь также в докладе швейцарского ученого, профессора Папского Латеранского университета, который вместе с тем подчеркнул, что Восточная политика Ватикана, имея целью поддержать и сохранить позиции католической церкви в странах, находящихся за железным занавесом, парадоксальным образом привела к потере его престижа и влияния в этих странах.

В отличие от Й. Икса российские ученые доказывали, что в Советском Союзе несмотря на общую эволюцию отношений в брежневский период, Ватикан по-прежнему воспринимался как враждебный институт. Вместе с тем, отчетливо виден рост заинтересованности советского руководства в решении проблем католиков в СССР, в расширении контактов с Ватиканом (доклад Н.А. Беляковой и Н.Ю. Пивоварова). Однако четкой позиции на общесоюзном уровне не существовало. У Кремля отсутствовала четкая религиозная политика и на уровне соцстран. 

Международный контекст политики Ватикана был продемонстрирован в докладах французских ученых Э. Тавила и И. Дестивеля. В частности, Э. Тавил показал, что Восточная политика Ватикана способствовала делу мира и разрядки в Европе, завоеванию религиозной свободы. Особенно это касалось участия Ватикана в совещаниях по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Значительная группа докладов была посвящена ряду виднейших деятелей католической и православной церквей, оказавшихся так или иначе в перекрестье нового направления политики Ватикана (доклад Э. Грабовец о словацкой епископе Паволе Гнилице, А.С. Стыкалина о венгерском кардинале Йожефе Миндсенти,  О.Ю.Васильевой о митрополите Никодиме Ротове, Б. Филиппова о кардинале Стефане Вышиньском, С. Крумини-Коньковой о рижском епископе Петерисе Строде).

Взаимоотношения католической и православной церквей в рассматриваемый период было связано с церковно-государственным, межгосударственным и международным аспектами Восточной политики, но вместе с тем составляют особую страницу в межконфессиональных отношениях, чему был посвящен доклад петербургского исследователя М.В.Шкаровского. Шкаровский показал, что Русская Православная Церковь имела собственную систему оценки II Ватиканского Собора, являвшегося центральным событием в церковной жизни этих лет. С конца 1950-х гг. в Московском Патриархате появилась группа архиереев во главе с митрополитом Никодимом (Ротовым), которая пыталась всемерно расширять международные связи, стремясь укрепить позиции Церкви за рубежом и внутри страны. В результате их действий Патриархии удалось установить тесные контакты с религиозными организациями нескольких десятков государств мира и, благодаря этому существенно снизить накал антицерковных гонений в СССР.

Пусть в очень ограниченном и обусловленном контексте, но отношения между Католической и Русской Православной Церквями достигли в те годы максимальной степени сближения с момента крещения Руси. Развитие этого диалога сделало возможным такое явление, как появление в российских духовных образовательных учреждениях католических профессоров (доклад С. Каприо). Одновременно с 1968 года до середины 80-х годов некоторые православные священники и миряне из Московской и Ленинградской духовных академий были приняты в Папской коллегии Руссикум в Риме, где смогли углубить свои познания в области католического богословия.

Участники Конференции высоко оценили ее научный уровень и общественное значение, особенно, в нынешний сложный период международных отношений. Руководители Папского комитета исторических наук особо отметили, что сотрудничество с российскими учеными составляет важный фактор в деятельности Комитета.