На Пленарном заседании Форума представители российской общественной и научной мысли, а также известные иностранные ученые в своих выступлениях говорили о практическом эффекте от развития гуманитарного знания в России и мире, о тех конкретных результатах, которых современное общество может добиться благодаря гуманитарным наукам. А.О.Чубарьян зачитал Приветствие Президента Российской Федерации В.В.Путина участникам и гостям Форума.

Директор Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровский свое выступление посвятил «универсальному музею», чья «миссия» должна состоять в сохранении культурных ценностей и, в конечном итоге, культурной идентичности. Один из самых известных в мире славистов – профессор Пизанского университета Стефано Гардзонио – на примере вклада русской эмиграции в общеевропейскую культуру показал в своем докладе важность, с одной стороны, сохранения национальной культуры, а с другой стороны, положительное значение межкультурных и межнациональных связей, «диалога культур», взаимно обогащающего разные народы и общества.

Одной из тем Пленарного заседания стала роль дипломатии в мире, особенно в период обострения международной напряженности. Ректор МГИМО (У) МИД России А.В. Торкунов говорил о позитивной роли дипломатии в обеспечении международной безопасности и стабильности, а также о тех рисках, с которыми сталкиваются современные дипломаты. Председатель Совета РФФИ В.Я. Панченко в своем выступлении рассказал о роли научной дипломатии, нового, актуального и быстро набирающего популярность научного направления. Он особо отметил позитивную роль различных государственных и негосударственных фондов, создающих сегодня по всему миру «площадки для дискуссий», для обмена мнениями. научный руководитель Института всеобщей истории А.О. Чубарьян рассказал об историческом контексте в формировании гуманистических идеалов и ценностей.

Роль книги и чтения как универсального средства в воспитании и формировании личности была отмечена в докладе М.В. Сеславинского, руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Тема духовного становления человека в современном, «цифровом» мире была продолжена в докладе ректора Санкт-Петербургской Духовной Академии, Епископа Петергофского Силуана, сделавшего акцент на религиозной составляющей в идее гуманизма.

Выступление начальника Управления Президента Российской Федерации по общественным проектам С.Г. Новикова было посвящено развитию волонтерского движения в России, то есть реализации идей гуманизма на практике, в реальной жизни.

Доклады президента Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» М.В. Ковальчука и известного германского нейробиолога и психолога Э. Пёппеля носили ярко выраженный междисциплинарный характер. М.В. Ковальчук говорил о необходимости конвергенции естественно-научного и гуманитарного знания, так как именно в этом видится будущее мировой науки. Э. Пёппель сконцентрировал свое внимание на роли «когнитивных наук», чья роль заметно возрастает в современном мире.

Проведены семь круглых столов: 

Культурный трансфер или диалог традиций?
Национальное и универсальное в гуманитарной культуре Большой Европы
Свой»/ «Чужой» в кросс-культурных коммуникациях стран Запада и России в прошлом и настоящем
Покровительство науке и искусству. Традиции и современность
Научная дипломатия и идея мира

Роль когнитивных наук в интеллектуальном диалоге: научные традиции и инновации
Россия в мире: формы взаимодействия и стратегии воздействия в пространстве культуры.

Участники выразили благодарность руководству ПАО "Транснефть" за финансовую поддержку, благодаря которой состоялся Форум.

Международная научная конференция "Россия в мире. Феномен Русского зарубежья: институты и персоналии. 20-30 годы ХХ века

26-27 сентября 2019 г.


2016 ГОД

5-6 апреля 2016 г. Ассоциацией «ИПИИ» по инициативе Всероссийской общественной организации «Ассоциация учителей истории и обществознания» при финансовой поддержке (благотворительное пожертвование) ОАО «АК «Транснефть» организован III Всероссийский съезд учителей истории и обществознания, который стал представительной дискуссионной площадкой, на которой всесторонне рассмотрено состояние и перспективы школьного исторического образования в России.
На Съезд прибыло более 600 делегатов из 79 субъектов Российской Федерации. Участниками Съезда явились учителя истории и обществознания российских образовательных учреждений в системе общего среднего образования, преподаватели исторических факультетов ведущих ВУЗов России, научные сотрудники исследовательских институтов РАН и РАО, представители органов управления образованием, СМИ.
С приветствием к участникам Съезда обратился Президент Российской Федерации В.В. Путин. На открытии Съезда выступили Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, председатель Российского исторического общества С.Е.Нарышкин, Министр образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливанов и другие почетные гости.
Участники Съезда поддержали реализуемую программу совершенствования преподавания Истории в российской средней школе и достигнутые в последние годы результаты. Было подчеркнуто принципиальное значение исторического образования для воспитания молодого поколения в духе патриотизма и гражданственности, для усвоения основ российской идентичности, понимания роли и места России в истории мировой цивилизации и культуры.
Основное внимание было обращено на подведение первых итогов преподавания отечественной истории на основе Концепции нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории и утвержденных линеек учебников по истории России.
Особый интерес участников Съезда вызвал обмен мнениями в отношении преподавания «трудных вопросов», определенных в новом Историко-культурном стандарте по Отечественной истории.
В ходе Съезда была обсуждена специфика преподавания региональной истории в российских школах; обсуждался в широком контексте вопрос о популяризации исторического знания, об «истории для всех», направлении, развиваемом в современной мировой исторической науке.
Участники Съезда проанализировали проблему перехода от концентрической к линейной системе преподавания истории и обществознания в школе, совершенствовании системы ЕГЭ по истории.
Делегаты отметили необходимость тесного сотрудничества с органами исполнительной власти Российской Федерации для успешной реализации поставленных задач в сфере реформирования преподавания истории в школе и популяризации исторической науки в России XXI века.